Доклад

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный горный университет»

 

СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ УрФО

В УРАЛЬСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ

ГОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Н. П. Косарев

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГОСПОРТА

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙБАЗЫ,

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ

УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГООКРУГА

Доклад ректора

Екатеринбург — 2009

 

14октября 2008 г. на ПрезидиумеГоссовета Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев представил новуюсистему управления и функционирования российского спорта. Система, по мнению Президента,должна превратить спорт из недоступной для людей потребности в приятнуюнеобходимость. Президент отметил, что, несмотря на серьёзные достижениябольшого спорта, система физической культуры и подготовки профессиональныхспортивных кадров, доставшаяся фактически от Советского Союза, сегодня неотвечает необходимым требованиям. Президент констатировал развал всей системыфизической культуры и спорта, начиная от простых уроков физкультуры в школе изаканчивая подготовкой кадров для спорта высоких достижений.

Медведевзаявил, что за последние годы для развития спорта в стране сделано было явнонедостаточно. Мало построенных за последние шесть лет 24 тыс. спортивныхобъектов, мало созданного предпринимателями Фонда поддержки спорта. Но, самоеглавное, мало самих спортсменов. В подготовленной к заседанию справкеговорилось, что физкультурой и спортом в России занимаются 15 % населения. Тоесть, по сути, 85 % — больше чем две трети — вообще никак не занимаются нифизкультурой, ни спортом. Это крайне низкий показатель. И эта цифра говорит нестолько о равнодушии людей к спорту, сколько об отсутствии доступныхвозможностей для занятий. Детский спорт стал дорогим и для многих недоступным.

Отличаетсяли ситуация в стране от ситуации в регионе?

В УрФОнасчитывается более 5 тыс. общеобразовательных учреждений,       в которых обучается более полуторамиллионов школьников, 232 учреждения среднего профессионального образования, более70 вузов, около 250 тысяч студентов среднего и 500 тысяч студентов высшегообразования.

Мы разослали анкеты вобразовательные учреждения на территории УрФО и провели опрос экспертов методомглубинного интервью. Проанализировали ответы 600 респондентов. Среди них — руководители вузов, преподаватели физического воспитания, известные тренеры,представители органов образования, руководители кадровых служб предприятий,студенты.

Результаты опроса оченьинтересны.

— 98 %респондентов отмечают отсутствие серьёзной материальной базы: указывают, чтообеспеченность спортзалами составляет менее половины от существующихнормативов, что отсутствуют крытые плавательные бассейны, что в большинствекоммерческих вузов спортивной инфраструктуры практически нет.

— 100 % опрошенных не удовлетворены материальнымобеспечением физической культуры и спорта.

— 100% опрошенных говорят о необходимости поднять престиж учителя физкультуры вшколах и преподавателя в вузах. Предлагают поощрять учителей физкультуры не замастерство отдельных учеников, а за массовость, за количество проведенныхсоревнований. Мнения респондентов очень серьёзно разошлись в оценкенеобходимости специализированных спортивных школ. Но большинство отметили, чтов школах требуется, в первую очередь, массовость, а для студенческого спортаактуальным становится и задача психофизического совершенствования молодогочеловека и спорт высоких достижений.

— 36 %респондентов (в основном это преподаватели вузов) отмечают, что после разваласистемы ведомственных соревнований в России исчезли способы сохранения резервадля основных команд. Они считают, что именно студенческий спорт позволитсформировать резерв для большого спорта. Эта система уже оправдала себя вАмерике и в Китае, где почти все олимпийские чемпионы тренируются науниверситетских базах.

— 61 %отмечают в качестве одной из главных проблем нехватку квалифицированных кадров.Казалось бы, УрФО располагает одним спортивным вузом и ещё более десяти готовятспециалистов по спортивным специальностям. А работать — некому. Может быть,прав был Вячеслав Фетисов, который шутил по этому поводу, что у нас самаяобразованная охрана в мире: ребята, окончившие спортивные вузы, идут работатьименно туда.

— 83 %говорят о необходимости повышения оплаты труда тренеров, медицинскихработников, которые работают в сфере физической культуры и спорта,    сучетом результативности их деятельности.

— Почти50 % настаивают на том, что нужны курсы переподготовки преподавателей физвоспитания,так как изменились реальные условия жизни.

— 42 %говорят о необходимости проведения инвентаризации всех имеющихся спортивныхсооружений, о том, что есть смысл часть из них использовать и содержать сообща.

— 24 %считают, что необходимо вернуться к системе, которая позволяла в СоветскомСоюзе многим заниматься физкультурой и спортом в ФОКах (физкультурно-оздоровительныхкомплексах) предприятий. Хотя, на наш взгляд, предложение сложно реализуемо,так как сохранились не все физкультурно-оздоровительные комплексы, да ипредприятия. Хотя в некоторых случаях это безусловно возможно.

— 64 % отмечают сложившийся разрывмежду школой и вузом в понимании задач физической культуры

— 38 % говорят о снижениипрофессионализма преподавателей.

— 58 % — о том, что частьруководителей вузов воспринимает физическую культуру и студенческий спорт каквещи второстепенные по отношению к так называемым профильным дисциплинам.

Почти 35 % опасаются, чтопри реализации программы развития физкультуры и спорта возникнутадминистративно-правовые проблемы.Причина опасения — отсутствие нормативного обеспечения процесса.

Проблему оценкидостижения результатов называют не так часто: всего      16 % экспертов видит здесь препятствия дляреализации программы развития спорта, но именно здесь предлагаетсяконструктивный выход — разработка единых, действующих для всех вузов УрФОкритериев эффективности работы.

Таковы результаты анкетирования, с которыми я хотел вас познакомить.

За 3 годаУральский государственный горный университет при взаимодействии садминистрацией УрФО провёл 5 конференций, посвящённых стратегическомупартнёрству власти, бизнеса и образования. Мы считаем, что именно стратегическоепартнёрство может решить поставленные задачи:

Обеспечитьконсолидацию и рациональное использование ресурсов.

Обеспечитьобщественную поддержку развития физкультуры и спорта как в профессиональнойсреде, так и в обществе в целом.

Создатьматериальные и кадровые условия для выполнения поставленной президентом задачи. 

Именно сейчас, когда появилась чёткая и внятнаяпозиция и поддержка государства, когда власть на уровне региона готовавозглавить стратегическое партнёрство, когда бизнес осознал, что человек, непрошедший школу спорта, не может работать с полной отдачей, когда в школах и вузахещё есть специалисты, мы должны объединиться и сформировать у студентов ишкольников потребность быть здоровыми, сильными и счастливыми!

При рассмотрении проблем приобщения молодежи кфизической культуре и спорту выделяются 4 основных направления:

— учебно-просветительское;

— массово-спортивное;

— оздоровительное;

— спорт высоких достижений.

Практика показывает, что эти направления часто междусобой не связаны.

Мыможем отметить сегодня, что образовательный процесс в вузах осуществляется всоответствии с требованием Государственного образовательного стандарта иПримерной программы дисциплины «Физическая культура» федерального компонентацикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Выполняетсянеобходимый 408-часовой объём учебных занятий с контрольным тестированием назачётах по окончании каждого семестра и на экзамене в конце 6 семестра.Студенты распределяются по учебным группам (специальная медицинская,подготовительная, основная)  в зависимостиот уровня развития и состояния здоровья. Работу со студентами осуществляетквалифицированный профессорско-преподавательский состав. И тем не менее исследования среди студентов показали, что воспринимают физкультуру какнужный предмет только 18 %. Такое отношение к укреплению здоровья превалируетсреди школьников и студентов. Исследования позволяют сделать вывод о том, чтотолько 12 % учащихся по утрам занимается физической зарядкой.

Более того, доля желающих заниматься каким-то видомспорта среди школьников достигает 45 %, а с удовольствием посещающих занятия пофизкультуре среди студентов — в 4 раза меньше. В чем же причина такойотрицательной динамики? Может быть, в том, что на уроках физкультуры нераскрывается непосредственная связь занятий с изменением состояния здоровьяучащихся. Отсутствует постоянное подтверждение очевидными, понятными фактамивлияния уроков физкультуры на уровень здоровья. Не ведется мониторинг техизменений в организме, которые возникают в результате систематических иактивных занятий на уроках по физической культуре.

 Наукой ужедоказано, что важнейшим методом управления здоровьем человека является умелоеиспользование им психических сил. Однако само название «физкультура» отражаетпрежнее понимание способов воздействия на человеческий организм. Чем большеприседаний, отжиманий, тем крепче здоровье. Такой подход уже устарел.Современная наука доказала теснейшую связь физического и психического здоровья.Поэтому надо менять само содержание занятий по физической культуре. Они должнывключать освоение методик целостного психофизического воздействия на организм,когда осваивается особая система управления эмоциями, чувствами, организмудается установка на активное сопротивление болезням.

Спортивно-массовая работа в большинстве вузовначинается с первых дней обучения студентов путём их вовлечения в комплексныефестивали первокурсников среди учебных групп, специальностей, факультетов,вузов. В ведущих вузах в течение всего учебного года проводитсямежфакультетская спартакиада с участием до 50 % обучающихся. Внутривузовскиесоревнования являются лишь первым этапом городских и областных универсиад.Организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий осуществляют, какправило, кафедры физической культуры, физкультурный актив и спортивные клубы(там, где они есть). Тем не менее существуют серьёзные проблемы отношениямолодежи к массово-спортивным мероприятиям. Каково их влияние на здоровьеучастников? Можно ли разовыми выступлениями обеспечить высокий уровеньактивности жизненных сил организма? Как повысить интерес больших масс молодежик различным видам спортивных выступлений таким образом, чтобы избежать внешнегопринуждения к различного рода соревнованиям? Решение данных вопросов такжеопределяется пониманием тех факторов, которые обеспечивают появление личнойзаинтересованности в презентации себя как приобщенного к спорту человека.

Главным направлением всей работы, связанной сфизкультурой и спортом, должно быть сохранение и укрепление здоровья человека.Однако, как показывают исследования, с одной стороны, 77 % молодых людейпризнают самой важной жизненной ценностью состояние здоровья. С другой стороны,только 10 % предпринимают конкретные действия по его ежедневному укреплению. Вчем причины таких существенных расхождений? Не случайно в русских народныхсказках человек, мечтающий разбогатеть, предполагает две основные возможности:или найти клад, или напечатать деньги. Со здоровьем то же самое: можно пойматьзолотую рыбку, а что дальше — мы знаем с детского сада.

Наконец, спорт высоких достижений. Он развивается восновном в вузах, имеющих соответствующую материально-техническую и финансовуюбазу. На первой Всероссийской универсиаде-2008 в Казани в трёх видах из девяти,включённых в программу, победили вузы УрФО: шахматы — Уральский государственныйгорный университет, бадминтон — Уральский государственный университетфизической культуры, мини-футбол — Тюменский государственный университет.Серебряные медали Олимпийских игр-2008 завоевали Никита Лобинцев — УГГУ, ДанилаИзотов — УрГПУ, чемпионом Параолимпийских игр стал Арефьев Артём — УрГПУ. НаВсемирных универсиадах 2007 и 2008 гг. эти вузы завоевали 5 золотых медалей.Уральский государственный университет физической культуры ежегодно делегируетсборные команды страны до 200 спортсменов. Регулярно демонстрируют достиженияте нефизкультурные вузы, которые работают на основе некоммерческого партнёрствасо школами олимпийского резерва и командами мастеров. Казалось бы, всё хорошо.Но и здесь есть серьёзный вопрос.

Всегда ли «большой спорт» обеспечивает укреплениездоровья тех, кто профессионально им занимается? Как известно, очень частобольшие успехи приходят ценой постоянного принуждения организма к работе напределе его возможностей. Должна быть иная мотивация, прямо не связанная создоровьем, чтобы человек тратил огромные силы для победы на крупных соревнованиях.

Возникает проблема выстраивания определенной системывзаимодействия всех указанных четырех направлений, чтобы повысить эффективностьприобщения молодежи к физической культуре и спорту.

Центральным звеном системы должна стать выработкаустановок на постоянное укрепление психических и физических сил организма. Приэтом следует вырабатывать привычку самостоятельно управлять своим организмом, ане относиться к нему, как к машине, которая должна бесперебойно работать до техпор, пока неожиданно не сломается. Нужно занятия по физической культуре превратитьв систему формирования умения управлять психическими и физическими силамиорганизма, исходя из его индивидуальных особенностей. Ставить оценки не заколичество приседаний, а за умелую концентрацию жизненных сил организма припрофилактике и борьбе с болезнями.

Следовательно, нужно менять как направленность, таки содержание, методы организации занятий по физической культуре. При этомважной задачей становится постоянное подтверждение ценности приобретаемыхзнаний и умений на основе непрерывного мониторинга результатов выполненияразличных упражнений, воздействующих на состояние психических и физических силорганизма. Тогда возникает возможность существенного повышения интересаучащихся к приобретению специальных знаний и умений, которыми в настоящеевремя, может быть, владеют только некоторые люди.

Достижения в управлении жизненными силами организмапобуждают к их демонстрации на соревнованиях. Проблема массового спортарешается путем формирования потребности в самоутверждении на основе показаличных успехов в умении концентрировать жизненные силы организма. Нужновоспитывать желание бороться за успех. В этом случае человек ужеруководствуется не только стремлением укрепить свое здоровье, но и показатьсилу своего духа, которая часто обеспечивает первенство в разных видахспортивной борьбы.

Спорт высших достижений развивается на основесоединения двух видов потребностей человека: в реализации природой данногопотенциала физических и психических сил, а также утверждении себя какспортсмена, превосходящего других. Поэтому основным направлением в приобщении кпостоянным профессиональным занятиям спортом становится систематическаяселекционная работа с массой тех, кто пытается как-то продемонстрировать свои способностина занятиях физкультурой и в секциях. Человек обращает внимание не наукрепление своего здоровья, а на максимальное выявление тех особых задатков,которые в результате систематических занятий превращаются в зрелые способности.

Эту систему взаимосвязи различных видов физическойактивности следует обеспечивать на основе перестройки содержания и формприобщения молодежи к культуре управления жизненными силами организма, а такжесоздания условий для своевременного выявления тех, кто наделен большимизадатками для занятий конкретным видом спорта.

Президент поставил задачу: к 2020году спортом должны заниматься не менее половины граждан, а среди детей — более80 %. Он призвал всех заботиться прежде всего о здоровье нации, так как «спорт- один из важнейших государственных интересов».

Мы предлагаем следующуюсистему мероприятий для решения поставленных задач.

1. Просить руководствоУрФО:

1.1. Создать рабочуюгруппу для подготовки аналитического материала и представить его полномочномупредставителю Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округув Министерство образования и науки Российской Федерации, в Министерство спорта,туризма и молодёжной политики РФ, в Комитет молодёжной политики ГосударственнойДумы с целью учёта предложений по разработке Государственной программы«Образование и развитие инновационнойэкономики: внедрение современной модели образования в 2009 — 2012 гг.

1.2. Разработать системумер материальной поддержки спортсменов — кандидатов в сборные команды страны.

1.3. Создать приУральском государственном университете физической культуры Научно-методическийсовет по мониторингу состояния системы физического воспитания в вузах УрФО.

1.4. Разработатькомплексную программу подготовки студентов — спортсменов к Олимпийским играм 2012 г. в Лондоне, Всемирной универсиаде 2013 г. в     г. Казани и к Олимпийским играм 2014 г. в г. Сочи.

1.5. В срок до 1 октября 2009 г. разработать концепцию развития физической культуры и спорта ввузах УрФО до 2020 г.

1.6. Предложить субъектамУрФО создать систему налоговых льгот для образовательных учреждений при арендеспортивных сооружений в учебное время.

1.7. Разработать ивнедрить систему единогогосударственного оценивания (ЕГО) результатов развития студенческого спорта ифизической культуры на территории УрФО, обеспечить надежность процедуры,адресность и сбалансированность социальных интересов.Учесть региональные особенности.

1.8. Создать новый журнал«Вестник развития студенческого спорта» (2 номера в месяц). Использовать егокак постоянно обновляемыйбанк проблемных знаний: обо всех известных проблемах, об обнаружении новыхпроблем, о подготовке альтернативных программ решения, об оценке результатовработы.

1.9. Создать из специалистов Уральского федеральногоокруга так называемый «мозговой центр» по данной проблеме.

Основные функции «мозгового центра»могут быть связаны с разработкой рекомендаций по осуществлению необходимых преобразований(институциональных, структурных, инновационных и др.), если в них возникнетнеобходимость, если система столкнётся с новыми для нее проблемами, которые невозможнорешить в рамках существующих структур и действующих нормативных актов. В такихслучаях «мозговой центр» должен формировать новые социальные нормы и стандартыи другие структуры взамен устаревших. Структура «мозгового центра» должнаопределяться характером выполняемых функций, наличием Экспертного совета(обязательно) и (по мере необходимости) различных групп: выявления, анализа иисследования проблем, планирования и разработки комплексных программ, правовогорегулирования и др.

2. Просить Министерствообразования и науки РФ:

2.1. Расширить переченьпоказателей оценки эффективности деятельности субъектов РФ показателямисостояния развития физической культуры и спорта вузов, расположенных на ихтерритории.

2.2. Расширить переченьпоказателей комплексной оценки деятельности при лицензировании и аккредитациивузов, добавив пункт «Эффективность системы физического воспитания студентов иорганизация спортивно-массовой работы».

2.3. Разработатьнормативы материально-технического оснащения занятий по физической культуре ввузах, соответствующие современным требованиям, и обеспечить их финансированиечерез приоритетный национальный проект «Образование». Спортивная база вузов к 2020 г. должна обеспечивать занятия студентов физической культурой ифакультативными занятиями спортом не менее 6 часов в неделю для 70 % студентови 50 % профессорско-преподавательского состава и сотрудников вузов.

2.4. Предложить разработатьсистему прогрессивной оплаты труда преподавателей кафедр физической культуры,имеющих звание «Заслуженный тренер РФ», «Заслуженный работник физическойкультуры РФ».

2.5. Разработать и ввестиадекватный норматив финансирования на одного занимающегося физической культуройи спортом в вузе.

2.6. Создать в ведущихспортивных вузах межвузовские спортивные отделения для подготовки спортсменоввысокого класса с выделением необходимых лимитов питания.

2.7. Увеличить статьюрасходов на физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу,подготовку спортсменов высших разрядов.

3. Ректорам вузов:

3.1. Решить вопроссоздания в вузах спортивных клубов.

3.2. Потребовать отректоров вузов неукоснительного соблюдения государственных стандартов учебнойпрограммы физического воспитания студентов, качественного состоянияматериальной базы и эффективности ей использования, качественного сопровождениявсех занятий квалифицированными спортивными врачами.

4. Рекомендоватьрегиональным Советам ректоров:

4.1. Шире использоватьвозможности муниципальных и региональных административных органов управления вразвитии спортивно-массовой и спортивной работы вузов в части выделения нальготных условиях спортивных баз и парковых зон для вузов.

4.2. Разработать целевуюпрограмму по специализированной подготовке спортивных врачей для работы ввузах.

Сегодня в УрФО созданагеополитическая и социально-экономическая общность территорий, сформированыреальные механизмы интеграции и взаимодействия. Это позволяет существеннодемократизировать и диверсифицировать условия и сам процесс любой поставленнойзадачи, в том числе и процесс развития студенческого спорта, поскольку можетвнести в него начала самостоятельной инициативы, конкуренции за перспективысвоего развития.