Решение

                                                                                                       Проект
РЕШЕНИЕ
Совета ректоров Уральского федерального округа
Российской Федерации


18 февраля 2009 г.                                                                 №


«Развитие студенческого спорта и материально-технической базы,
необходимой для организации занятий физической культурой
в вузах Уральского федерального округа»

     Заслушав и обсудив доклад ректора Уральского государственного горного университета, профессора  Косарева Н.П., выступление содокладчиков и проведя анализ представленных аналитических материалов вузов УрФО по реализации Федеральной целевой комплексной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы», выполнению решений Гос-совета при Президенте РФ от 14.10.2008 г.,
    Совет ректоров отмечает следующее:
    14 октября 2008 г. на Президиуме Госсовета Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев представил новую систему управления и функционирова-ния российского спорта. Система, по мнению Президента, должна превратить спорт из недоступной для людей потребности в приятную необходимость. Прези-дент отметил, что, несмотря на серьёзные достижения большого спорта, система физической культуры и подготовки профессиональных спортивных кадров, дос-тавшаяся фактически от Советского Союза, сегодня не отвечает необходимым требованиям. Президент констатировал развал всей системы физической культуры и спорта, начиная от простых уроков физкультуры в школе и заканчивая подго-товкой кадров для спорта высоких достижений.
    Медведев заявил, что за последние годы для развития спорта в стране сдела-но было явно недостаточно. Мало построенных за последние шесть лет 24 тыс. спортивных объектов, мало созданного предпринимателями Фонда поддержки спорта. Но, самое главное, мало самих спортсменов. В подготовленной к заседа-нию справке говорилось, что физкультурой и спортом в России занимаются 15 % населения. То есть, по сути, 85 % – больше чем две трети – вообще никак не зани-маются ни физкультурой, ни спортом. Это крайне низкий показатель. И эта цифра говорит не столько о равнодушии людей к спорту, сколько об отсутствии доступ-ных возможностей для занятий. Детский спорт стал дорогим и для многих недос-тупным.
    Отличается ли ситуация в стране от ситуации в регионе?
    В УрФО насчитывается более 5 тыс. общеобразовательных учреждений, в которых обучается более полутора миллионов школьников, 232 учреждения сред-него профессионального образования, более 70 вузов, около 250 тысяч студентов среднего и 500 тысяч студентов высшего образования.
    Статистика УрФО, опрос, проведенный в регионах, материалы, представ-ленные вузами УрФО,  выявили серьезные проблемы:
– 98 % респондентов отмечают отсутствие серьёзной материальной базы: указывают, что обеспеченность спортзалами составляет менее половины от суще-ствующих нормативов, что отсутствуют крытые плавательные бассейны, что в большинстве коммерческих вузов спортивной инфраструктуры практически нет.
– 100 % опрошенных не удовлетворены материальным обеспечением физиче-ской культуры и спорта.
– 100 % опрошенных говорят о необходимости поднять престиж учителя физкультуры в школах и преподавателя в вузах. Предлагают поощрять учителей физкультуры не за мастерство отдельных учеников, а за массовость, за количество проведенных соревнований. Мнения респондентов очень серьёзно разошлись в оценке необходимости специализированных спортивных школ. Но большинство отметили, что в школах требуется, в первую очередь, массовость, а для студенче-ского спорта актуальным становится и задача психофизического совершенствова-ния молодого человека и спорт высоких достижений.
– 36 % респондентов (в основном это преподаватели вузов) отмечают, что после развала системы ведомственных соревнований в России исчезли способы сохранения резерва для основных команд. Они считают, что именно студенческий спорт позволит сформировать резерв для большого спорта. Эта система уже оп-равдала себя в Америке и в Китае, где почти все олимпийские чемпионы трени-руются на университетских базах.
– 61 % отмечают в качестве одной из главных проблем нехватку квалифици-рованных кадров.
– 83 % говорят о необходимости повышения оплаты труда тренеров, меди-цинских работников, которые работают в сфере физической культуры и спорта,    с учетом результативности их деятельности.
– Почти 50 % настаивают на том, что нужны курсы переподготовки препо-давателей физвоспитания, так как изменились реальные условия жизни.
– 42 % говорят о необходимости проведения инвентаризации всех имею-щихся спортивных сооружений, о том, что есть смысл часть из них использовать и содержать сообща.
– 24 % считают, что необходимо вернуться к системе, которая позволяла в Советском Союзе многим заниматься физкультурой и спортом в ФОКах (физкуль-турно-оздоровительных комплексах) предприятий.
– 64 % отмечают сложившийся разрыв между школой и вузом в понимании задач физической культуры.
– 38 % говорят о снижении профессионализма преподавателей.
– 58 % – о том, что часть руководителей вузов воспринимает физическую культуру и студенческий спорт как вещи второстепенные по отношению к так на-зываемым профильным дисциплинам.
    Почти 35 % опасаются, что при реализации программы развития физкульту-ры и спорта возникнут административно-правовые проблемы. Причина опасения – отсутствие нормативного обеспечения процесса.
    Проблему оценки достижения результатов называют не так часто: всего      16 % экспертов видят здесь препятствия для реализации программы развития спорта, но именно здесь предлагается конструктивный выход – разработка еди-ных, действующих для всех вузов УрФО критериев эффективности работы.
Именно сейчас, когда появилась чёткая и внятная позиция и поддержка го-сударства, когда власть на уровне региона готова возглавить стратегическое парт-нёрство, когда бизнес осознал, что человек, не прошедший школу спорта, не мо-жет работать с полной отдачей, когда в школах и вузах ещё есть специалисты, мы должны объединиться и сформировать у студентов и школьников потребность быть здоровыми, сильными и счастливыми!
 Совет ректоров решил:
1. Просить руководство УрФО:
1.1. Создать рабочую группу для подготовки аналитического материала и представить его полномочному представителю Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу, в Министерство образования и науки Рос-сийской Федерации, в Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ, в Комитет молодёжной политики Государственной Думы с целью учёта предло-жений по разработке Государственной программы «Образование и развитие инно-вационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 гг.
    1.2. Разработать систему мер материальной поддержки спортсменов – кан-дидатов в сборные команды страны.
    1.3. Создать при Уральском государственном университете физической культуры Научно-методический совет по мониторингу состояния системы физи-ческого воспитания в вузах УрФО.
    1.4. Разработать комплексную программу подготовки студентов – спортсме-нов к Олимпийским играм 2012 г. в Лондоне, Всемирной универсиаде 2013 г.        в     г. Казани и к Олимпийским играм 2014 г. в г. Сочи.
    1.5. В срок до 1 октября 2009 г. разработать концепцию развития физической культуры и спорта в вузах УрФО до 2020 г.
    1.6. Предложить субъектам УрФО создать систему налоговых льгот для об-разовательных учреждений при аренде спортивных сооружений в учебное время.
    1.7. Разработать и внедрить систему единого государственного оценивания (ЕГО) результатов развития студенческого спорта и физической культуры на тер-ритории УрФО, обеспечить надежность процедуры, адресность и сбалансирован-ность социальных интересов. Учесть региональные особенности.
    1.8. Создать новый журнал «Вестник развития студенческого спорта» (2 но-мера в месяц). Использовать его как постоянно обновляемый банк проблемных знаний: обо всех известных проблемах, об обнаружении новых проблем, о подго-товке альтернативных программ решения, об оценке результатов работы.
     1.9. Создать из специалистов Уральского федерального округа так называе-мый «мозговой центр» по данной проблеме.
Основные функции «мозгового центра» могут быть связаны с разработкой рекомендаций по осуществлению необходимых преобразований (институцио-нальных, структурных, инновационных и др.), если в них возникнет необходи-мость, если система столкнётся с новыми для нее проблемами, которые невозмож-но решить в рамках существующих структур и действующих нормативных актов. В таких случаях «мозговой центр» должен формировать новые социальные нормы и стандарты и другие структуры взамен устаревших. Структура «мозгового цен-тра» должна определяться характером выполняемых функций, наличием Эксперт-ного совета (обязательно) и (по мере необходимости) различных групп: выявле-ния, анализа и исследования проблем, планирования и разработки комплексных программ, правового регулирования и др.
    2. Просить Министерство образования и науки РФ:
    2.1. Расширить перечень показателей оценки эффективности деятельности субъектов РФ показателями состояния развития физической культуры и спорта вузов, расположенных на их территории.
    2.2. Расширить перечень показателей комплексной оценки деятельности при лицензировании и аккредитации вузов, добавив пункт «Эффективность системы физического воспитания студентов и организация спортивно-массовой работы».
    2.3. Разработать нормативы материально-технического оснащения занятий по физической культуре в вузах, соответствующие современным требованиям, и обеспечить их финансирование через приоритетный национальный проект «Обра-зование». Спортивная база вузов к 2020 г. должна обеспечивать занятия студентов физической культурой и факультативными занятиями спортом не менее 6 часов в неделю для 70 % студентов и 50 % профессорско-преподавательского состава и сотрудников вузов.
    2.4. Предложить разработать систему прогрессивной оплаты труда препода-вателей кафедр физической культуры, имеющих звание «Заслуженный тренер РФ», «Заслуженный работник физической культуры РФ».
    2.5. Разработать и ввести адекватный норматив финансирования на одного занимающегося физической культурой и спортом в вузе.
    2.6. Создать в ведущих спортивных вузах межвузовские спортивные отделе-ния для подготовки спортсменов высокого класса с выделением необходимых ли-митов питания.
    2.7. Увеличить статью расходов на физкультурно-оздоровительную и спор-тивно-массовую работу, подготовку спортсменов высших разрядов.
    3. Ректорам вузов:
    3.1. Решить вопрос создания в вузах спортивных клубов.
    3.2. Потребовать от ректоров вузов неукоснительного соблюдения государ-ственных стандартов учебной программы физического воспитания студентов, ка-чественного состояния материальной базы и эффективности её использования, ка-чественного сопровождения всех занятий квалифицированными спортивными врачами.
    4. Рекомендовать региональным Советам ректоров:
    4.1. Шире использовать возможности муниципальных и региональных ад-министративных органов управления в развитии спортивно-массовой и спортив-ной работы вузов в части выделения на льготных условиях спортивных баз и пар-ковых зон для вузов.
    4.2. Разработать целевую программу по специализированной подготовке спортивных врачей для работы в вузах.



Председатель Совета ректоров УрФО                                      С. С. Набойченко